Корреспондент Информационного агентства «Хакасия» Светлана Стафиевская о гала-концерте звёзд оперной сцены, который состоялся 29 августа в Абакане.
Мир снова раскололся пополам. И было бы из-за чего. Из-за прошедшего в воскресенье гала-концерта звезд оперной сцены и салюта, венчавшего праздничное мероприятия к 30-летию со дня образования республики Хакасия.
Казалось бы, радоваться надо, что пусть и с приличными ограничениями по количеству зрительских мест и жестким пропуском на площадь, концерт состоялся. Не тут-то было, нашлись злопыхатели, которые посчитали своим гражданским долгом брызнуть ядом в сторону культуры. Мол, как же так, летом отменили всяческие массовые гуляния в честь Тун Пайрама, оставили население без Дня города, хотя Абакану стукнуло 90 лет, а вот «оперный пир во время чумы» провели и сделали вид, что «знают толк в оперном искусстве».
Ладно бы это был аналитический журналистский материал со всеми фактами и отсылками к прошлому. Но нет. Это обычное тявканье из подворотни, коими грешат анонимусы в телеграм-каналах. Позиция удобная, пока суд тобой не заинтересовался, можно зашвырять камнями всех, создавая негативный образ некому субъекту, еще и деньги получить за свою грязную работенку. Есть, конечно, оголтелые энтузиасты, которые работают якобы за идею. Но по большому счету, телеграмные подпольщики — это тролли за деньги. И среди них есть журналисты, которые не гнушаются ездить в пресс-туры к крупному бизнесу, а по ночам эти оборотни исходят желчью в адрес тех, кто их прикормил.
Удобная позиция, до поры до времени с привычкой к переобуванию на ходу, как только меняется политический ветер. Во времена экс-главы Хакасии Виктора Зимина было почетно ходить в филармонию и приобщаться к искусству, слушать оперу на Первомайке под открытым небом, устраивать дерби на ипподроме, и всем все нравилось. Как только у руля оказался юный ленинец Валентин Коновалов, культурная программа, к которой приучали народ еще до него, вдруг стала называться «диковатым развлечением». С чего бы это?
Конечно, можно возразить, времена были иные, про ковид еще не знали. Но времена всегда одни: сложные или полегче, не стану философствовать. Если приравнивать коронавирусную инфекцию к новому виду войны, то явной стратегии борьбы ни у кого не было, когда завертелась вся эта ковидная бойня. Как быть, что делать, никто не знал и не понимал. Все, что произошло спустя время с культурой, можно выразить одной фразой: «Когда говорят пушки, музы молчат». Проще говоря, искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные действия. В нашем случае — борется с ковидом. Вспомните многочисленные отмененные и перенесенные мероприятия, переформатирование музеев в онлайн, урезание фестивальных программ.
И тем не менее, наглухо забыть об искусстве, будто его и нет, даже в условиях пандемии нельзя. Нужно выкручиваться, искать новые форматы, чтобы не деградировать и не черстветь. Банально, но факт. В этом смысле выходом из ситуации стала прямая трансляция гала-концерта с Первомайской площади в Абакане. Обстоятельства непреодолимой силы не позволяют выйти из дома и попасть на концерт? Сиди себе на диване и смотри, никто не мешает. И маску на лицо не надо цеплять.
Я так и поступила, нисколько не пожалев о том, что не оказалась в то время в центре города. Зато была возможность оценить картинку со стороны. Признаюсь, о такого уровня концертах можно только мечтать, а Хакасии посчастливилось устроить зрителям шикарный музыкальный праздник при партнерском участии компаний РУСАЛ и «Русский уголь». Примечательно, что гала-концерт оперного искусства прошел именно в День шахтера, о чем упомянул в своем поздравительном слове глава Хакасии Валентин Коновалов.
Абсолютно потрясающие два часа классической музыки и бомбический салют в финале. Симфонический оркестр Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова под руководством Вячеслава Инкижекова был не просто великолепен как всегда, а выдал неподдающуюся описанию виртуозную игру. Смотреть на это можно бесконечно.
Более 20 музыкальных номеров подарили звезды оперной сцены в тот вечер хакасскому зрителю. Замечу, что двое участников ослепительного концерта: Александра Черпакова и Светлана Лачина — выходцы из Хакасии. И пусть Александр Шахов - уроженец Кемерово, однако вокалу обучался именно здесь, в Абакане. Это ли не повод для гордости?
Совершенно потрясающим было выступление солистки Красноярского театра оперы и балеты Александры Черпаковой с куплетами Оливии из «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха. Мастерское исполнение и талантливое преображение из куклы в живой человеческий механизм. Не менее прекрасным был и «Соловей» Алябьева от Александры. Яркое, пронзительное до мурашек сопрано артистки стало украшением праздничного вечера.
Кстати, и Черпакова, и Шахов — воспитанники Леонида Третьякова и Екатерины Кыштымовой. Оба они основоположники профессионального оперного вокала в Хакасии.
- Все наши студенты действительно «птицы родной земли». Все для них начиналось здесь, в Хакасии, в музыкальном колледже. Потом были консерватории и конкурсы. Но все они возвращаются домой, как в родное гнездо, - рассказывала Екатерина Кыштымова в интервью «НИА Хакасия».
Солистка Большого театра Светлана Лачина блистала на сцене с арией Джудитты из одноименной оперетты Франца Легара и Вальсом Мюзетты из оперы «Богема» Пуччини. Воспитанница Марины Штарк, перспективная и впечатляющая, Светлана пленяет своей красотой и покоряет с первого взгляда.
Каждый выход на подмостки обладательницы необыкновенно гипнотического сопрано солистки Мариинского театра Юлии Маточкиной превратился в завораживающее представление. Голос этой оперной дивы цепляет с первого звука, а послевкусие остается, как после драгоценного мягкого напитка. Кажется, что тебя обволакивает магическим звучанием, которому ты не в силах сопротивляться.
Восхищение и браво солисту Мариинского театра, тенору Ахмеду Агади. Воистину мужчина-праздник, заслуженный артист России и Татарстана. Невероятно трогательный и торжественный, нежный и лиричный в своих образах.
И, конечно, объединила звезд на сцене солистка Мариинского театра, заслуженная артистка России Татьяна Павловская, она же руководитель проекта «Театральный фестиваль оперного искусства в Хакасии». Не хватит слов, чтобы выразить свое восхищение мастерством и элегантностью примадонны оперной сцены.
И знаете, не скрою, когда видишь, пусть даже на экране, а не живьем, профессиональное высоко классное исполнение, посещает мысль, что только так целительной силой искусства можно победить, преодолеть хамство, невежество, грубость и дремучесть. И даже, прости Господи, этот чертов ковид. Что бы ни говорили, человеку нужна надежда: на мир во всем мире, вечную любовь и бессмертие. И сдается мне, что Хакасия смогла отвоевать для своих жителей эти бесценные музыкальные минуты без ужасов пандемии и надежду на перемены к лучшему.
Отмечу, что очень органично на большом экране ТВ смотрелась праздничная сценическая площадка в обрамлении макушек голубых елей на Первомайской площади. Атмосфера волшебства и таинства царила тем вечером на гала-концерте.
Казалось, что благодатное хакасское небо услышало тоску человеческую по прекрасному в еще один «чумной» год и снизошла на древнюю землю вечная красота. Во всяком случае для изголодавшихся по живому эмоциональному искусству эти два часа наедине с оперными звездами обернулись поистине тем самым моментом и потоком счастья.
Только залпы красочного салюта, озарившего чернильное августовское небо, смогли перебить несмолкаемые овации благодарных ценителей искусства.
Светлана Стафиевская. Фото: Денис Мукимов