Ответ смотрящим TikTok на концерте в Хакасской филармонии

16.12.2021 • Четверг

Хакасская республиканская филармония им. В.Г. Чаптыкова накануне порадовала, как всегда, прекрасным концертом в двух отделениях. В первом симфонический оркестр дал блестящего, утонченного В.А. Моцарта, а во втором на сцене вместе с оркестром солировал скрипач-виртуоз Иван Почекин. Звучал скрипичный концерт Яна Сибелиуса. На музыкальном празднике побывала корреспондент 19rus.info.

У меня для вас плохие новости. Если вы пропустили концерт симфонического оркестра филармонии и Ивана Почекина, то мне не хватит слов, чтобы описать это музыкальное торжество.

Без преувеличения случилось радостное событие. Во-первых, нашу местную филармонию уже невозможно представить без увлекательных историй музыковеда, заслуженного деятеля искусств Хакасии Татьяны Чаптыковой. Ее появление на сцене в начале концерта погружает зрителя в атмосферу личного переживания и настраивает на некое откровение, даже если в музыке вы не разбираетесь. Проверено, как говорят в таких случаях, на себе.

- Предвкушение свободы, счастья и торжества звучит в этой симфонии. Не случайно ее часто называют итальянской увертюрой. Моцарт пережил самого себя, престарелых капельмейстеров, всех гениев, выдающихся виртуозов, 18-20 века. Потому что музыка — это гармония человеческой красоты, природы, гармония мира, - представила зрителям одну из симфоний Моцарта Татьяна Чаптыкова.

Благодарная публика после концерта отметила, что первое отделение с произведениями Моцарта понравилось даже больше, чем второе. И неудивительно, оркестр под руководством заслуженного деятеля искусств Хакасии, дирижера Вячеслава Инкижекова больше месяца готовился к этому событию, репетировал. От себя скажу, мне понравилось все. За исключением шумных соседей в одном ряду. Видит Бог, не хотела вставлять эту ложку дегтя во вчерашнее послевкусие от музыки. Однако.

По долгу службы, скажем так, мне часто приходится слышать: «Зачем нам нужна эта культура, почему и зачем на нее тратить деньги?»

Видите ли, должна огорчить скептиков или не разбирающихся в вопросе. Так сложилось исторически. Жил себе человек, а потом взял и соорудил себе бубен или дудочку и начал самовыражаться. Более того, он еще пошел и начал рисовать на камнях, писать что-то, а потом и вовсе осмелел — заговорил, и петь начал, и сочинять, и одежду шить. А потом еще придумал культурный обмен и понеслось. И так уже на протяжении тысячелетий. Поэтому никуда нам от этого не деться. Я уже как-то говорила и повторюсь, без политики человек сможет легко прожить, а без культуры — нет.

Так вот, когда в столицу Хакасии приезжает мирового уровня скрипач, а рядом с тобой сидит дама и разговаривает со своим соседом, долго возится в своей сумке, вжикая замками, а потом еще включает на телефоне TikTok и начинает смотреть ролики, хочется переадресовать вопрос ей. Зачем вам культура? Когда можно забить на музыку, ведь в телефоне проще и интереснее. А в музыке еще и разбираться нужно. Это какой труд для души, согласитесь.

Потом эта неугомонная пара еще какое-то время ерзала на местах, пока концерт не закончился. Конечно, заняться-то нечем, телефон пришлось спрятать в сумку после замечания.

Проблема нашего общества в том, что мы не умеем быть наедине с собой, не говоря уже об искусстве.

Поражает другое, когда за два коронавирусных года для одних культурные события становятся роскошью, другие могут запросто позволить себе отвлечься от прослушивания и помешать другим своей привязанностью к телефону.

А ведь культура стала именно той сферой, которая приняла на себя удар по ограничениям на вход. Вы бы видели, как выглядит зал с 50% наполняемостью. Это очень безрадостная картина для всех — и для зрителей, и для артистов. Это ли не испытание, которое на сегодня мы все переживаем, и доказываем в первую очередь себе — каково это жить без культурных мероприятий? И зачем нам культура?

Но несмотря на жесткие, почти карательные антиковидные меры, к искусству стремятся те, кто его ценит. Возможно, мои соседи оказались просто залетными птицами, которым хотелось убить время. Все-таки хочется верить, что таких людей на вчерашнем концерте было крайне мало, а положительных впечатлений осталось намного больше.

Признаюсь, на месте Роспотребнадзора я бы не требовала от зрителей поголовно носить маски, но оставить телефоны в гардеробе вместе с верхней одеждой потребовала бы.

И все же нужно закончить свой рассказ на позитивной ноте. Не каждый день к нам приезжает прекрасный Иван Почекин. Если бы не скрипка, вряд ли, глядя на этого парня, можно было подумать, что он виртуоз и человек мира.

Почекин является победителем двух престижных скрипичных конкурсов — имени Паганини и имени Пабло де Сарасате. В Мадриде ему предложили в знак уважения к его таланту сыграть на скрипке Страдивари, что он блистательно и сделал, рассказала Татьяна Чаптыкова.

На концерте в Абакане Почекин играл на скрипке 18 века неаполитанского мастера Томазо Берле.

Иван также выступал со скрипкой, на которой играл Никколо Паганини работы Карло Бергонци (1683-1747). Но было это не вчера. Впрочем, магии, истории и мистики хватило и на этом мероприятии.

Когда скрипка становится продолжением тебя, происходит чудо, что и случилось на вчерашнем концерте. Скрипичный плач, ликование, восторг, задумчивость, удивление, настороженность — непередаваемая гамма чувств открылась зрителю во время скрипичного концерта финско-шведского композитора Яна Сибелиуса. Соединивший в своих произведениях 19 и 20 век Сибелиус занял почетное место первого классика финской музыки и выдающегося симфонического композитора в европейской музыке.

- Удивительное дело, на последние 20 лет Сибелиус замолчал. Все намеревался сочинить новую очередную 8-ю симфонию и продолжал молчать. И, кстати, так и не написал. Леопольд Стоковский (британский и американский дирижер — прим.автора) сказал, истинной 8-й симфонией Сибелиуса является его блистательный скрипичный концерт. И действительно — это один из гениальнейших скрипичных концертов, вообще мировых.

Все дело в том, что Сибелиус бывший скрипач. Поэтому в этой музыке он воплотил всю свою страсть к этому инструменту, всю свою жажду блистательно концертировать на сцене. Поэтому написал предельно сложный виртуозный концерт, что несколько исполнителей подступались к этой музыке и, увы, так и не смогли ее исполнить, - представила произведение великого мастера музыковед Татьяна Чаптыкова.

Знаете, в таких случаях, конечно, нужно слушать, чтобы услышать. Поэтому подобные мероприятия пропускать нельзя. И нам в Хакасии крупно повезло, потому что приезд Почекина в Абакан состоялся в рамках проекта министерства культуры России «Филармонические сезоны» и был приурочен к 100-летию Московской государственной академической филармонии.

- Сегодня душа ликовала, спрятанные глубоко эмоции ожили под звучанием скрипки в руках виртуоза Ивана Почекина. Незабываемые Всероссийские филармонические сезоны! Изысканный В. Моцарт, магико-мистический Я.Сибелиус. Вот такая шкала эмоций, - написала в соцсетях замминистра культуры Хакасии Лариса Киштеева.

Мне иногда казалось, что Почекин во время исполнения проживает какой-то свой недоступный никому момент, который уже никогда не повторится. Но ведь так и есть. Выразительный, неповторимый, интонационно непосредственный, он затронул именно те струны, о которых знали только он и Сибелиус. А теперь и зрители в Хакасии смогли расслышать мелодию этих струн, всколыхнувших привычное течение жизни.

Автор: Светлана Стафиевская

ПАРТНЕРЫ